Расстояние между пешеходными переходами — минимальные требования и нормы

Важно заботиться о безопасности пешеходов на дороге. Статья «О минимальном расстоянии между пешеходными переходами» расскажет об оптимальном размещении пешеходных переходов на улицах, а также установленных нормативах расстояния между ними. Узнайте, какие правила следует соблюдать для обеспечения безопасности движения пешеходов и соблюдения требований дорожного законодательства.

В 2020 году произошли интересные изменения в нормативной базе, касающейся пешеходных переходов. Прежде всего, это изменение №2 в СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (изменение вступило в силу с 26.02.2020). Второй важный документ, который претерпел изменение в этом году — ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Изменения в этот документ вступили в силу с 01.07.2020.

Для начала уточним, что ГОСТ Р 52766-2007 входит в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Это важный момент, так как только документы из этого перечня обязательны к применению. А вот, например, ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» в этот перечень не входит. Далее я расскажу, почему это хорошо.

Какие расстояния пройдут пешеходы между пешеходными переходами зависит от множества факторов, включая городскую инфраструктуру и потоки людей. Минимальные требования и нормы для таких расстояний регулируются правительственными органами и обычно предусматривают определенный интервал, обеспечивая безопасность движения. Важно учитывать особенности местности, видимость, а также потоки транспорта при размещении пешеходных переходов, чтобы обеспечить комфортное и безопасное перемещение пешеходов.

Нас будет прежде всего интересовать этот пункт ГОСТ Р 52766-2007:

4.5.2.1 Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м.

Допускается не устраивать пешеходные переходы на дорогах при интенсивности движения транспортных средств менее 20 авт./ч в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели и интенсивности движения пешеходов, пересекающих проезжую часть в это же время, менее 50 пеш./ч.

На улицах пешеходные переходы устраивают по [3]. При необходимости их допускается располагать менее чем через 200 м.

В предыдущей версии ГОСТ (изм.1) этот пункт выглядел так:

Ну то есть пункт значительно подрос. Во-первых, разрешили не делать переходы при очень низкой интенсивности автомобильного и пешеходного движения. При такой интенсивности всё равно никто переходами пользоваться не будет — будут переходить где удобно. Есть такие улочки и в Тюмени.

Во-вторых, пешеходные переходы разрешили располагать чаще, чем через 200 м! Тем не менее в ГОСТ 32944-2014 остался пункт:

6.2.2 Пешеходные переходы на проезжей части в соответствии с 6.2.1 и на существующих автомобильных дорогах в соответствии с 4.6 устраиваются в местах сложившейся траектории движения пешеходов на расстоянии не менее 200 м друг от друга.

Однако выше мы отметили, что ГОСТ Р 52766-2007 обязателен к применению, а вот ГОСТ 32944-2014 может применяться добровольно, поэтому на него мы смотреть не будем.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание — появление в п.4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 ссылки на СП 42.13330.2016 (та самая [3]). В этом своде правил недавно появился, например, такой пункт:

11.28б При формировании пешеходной инфраструктуры на территориях жилого и общественного назначения должна быть обеспечена реализация основного функционального назначения пешеходных коммуникаций — осуществление кратчайших и безопасных пешеходных связей с наименьшими затратами времени, с учетом функциональных и планировочных особенностей конкретных территорий.

Однако в этом же СП есть про конкретные расстояния:

11.29 На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200-400 м.

Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, подъемниками следует предусматривать с интервалом, м:

— на дорогах скоростного движения, линиях скоростного трамвая и железных дорогах;

— на магистральных улицах непрерывного движения.

Примечания

1 Устройство пешеходных переходов в разных уровнях на магистральных улицах регулируемого движения следует предусматривать при пешеходном потоке через проезжую часть более 3000 чел./ч.

Давайте разберём этот пункт. Во-первых, тут речь идёт только о магистральных улицах регулируемого и непрерывного движения. Расстояние между пешеходными переходами на улицах и дорогах местного значения данным пунктом не регламентируется.

Во-вторых, ремарка, о том, что переходы допускается размещать чаще, чем через 200 м, относится как раз к переходам по СП 42, в том числе и к абзацу первому п.11.29 данного свода правил. Ну то есть меньше 200 м всё-таки можно. Это касается переходов в одном уровне. Расстояние между переходами в разных уровнях (надземные и подземные) будет определяться как раз по СП 42.

Из всего вышесказанного можно сделать ряд практических выводов:

  1. Если между существующими пешеходными переходами свыше 400 м — это противоречит и ГОСТ Р 52766-2007, и СП 42.13330.2016. На таком перегоне нужен ещё один пешеходный переход. Аргументов против этого перехода найти сложно.
  2. Если между существующими пешеходными переходами на магистральных улицах 300-400 м, то такая ситуация противоречит ГОСТ Р 52766-2007, но удовлетворяет СП 42.13330.2016, на который этот ГОСТ ссылается… Некоторая коллизия присутствует. Поэтому следует обращать внимание прежде всего на сформировавшиеся пешеходные маршруты, объекты притяжения пешеходов. В этом случае, при делении перегона пополам новым пешеходным переходом расстояние между переходами составит 150-200 м. С учетом того, что расстояние между переходами менее 200 м разрешили — всё ОК.
  3. Если между существующими пешеходными переходами 200-300 м, то, казалось бы, всё по ГОСТ. Однако опять смотрим на пешеходные потоки. Если видим объекты притяжения пешеходов, массовый переход в неположенном месте — есть повод делать переходы на расстоянии 100-150 м друг от друга. Формальных ограничений нет.

Сколько метров после пешеходного перехода?


Это зависит от законодательных требований вашей страны или региона. В некоторых странах требуется, чтобы автомобили останавливались немедленно перед пешеходным переходом, в других требуется остановиться на заданном расстоянии от него. Рекомендуется ознакомиться с местными законодательными требованиями, чтобы узнать, сколько метров необходимо останавливаться после пешеходного перехода.


Видео. Нужно ли останавливаться перед пешеходным переходом?