Схема реверсивного двигателя — особенности подключения и принципиальная схема реверса электродвигателя

Узнайте все об особенностях подключения и принципиальной схеме реверсивного двигателя в нашем новом руководстве! Разберитесь в порядке подключения и настройке электродвигателя с помощью подробной схемы реверса. Получите необходимые знания для эффективного управления двигателем и повысьте его функциональность с легкостью.

Просто подключить электромотор и заставить его крутиться в одну сторону достаточно легко, а вот реализация возможности смены направления вращения уже может вызвать трудности. Самостоятельно сделать подключение реверса можно без особого труда, если под рукой имеется схема реверсивного пуска. 

На современном производстве и в быту люди привыкли пользоваться различным оборудованием, значительно облегчающим решение разного рода задач. Домашние умельцы нередко своими руками собирают нужный электроинструмент, что позволяет экономить на покупке новой техники или же в наличии имеются все необходимые комплектующие. Это также касается такого важного в хозяйстве инструмента как дрель. Помимо нужных деталей и материалов, для самодельной дрели понадобится реверсивная схема подключения электродвигателя. Просто подключить электромотор и заставить его крутиться в одну сторону достаточно легко, а вот реализация возможности смены направления вращения уже может вызвать трудности.

Устройство и принцип действия электромотора 

Электромотором принято называть устройство, в котором рабочая часть вращается под влиянием электромагнитного поля. Основными составляющими здесь являются неподвижный статор и движущийся вокруг своей оси ротор. В статорной части создаются импульсные электромагнитные волны, приводящие в движение роторную часть. Как правило, чем мощнее электропривод, тем больше габаритные размеры двигателя. Хотя современная техника стремится к миниатюризации, поэтому на рынке можно найти достаточно мощные модели вполне компактного размера.

Из множества разновидностей электрических силовых агрегатов чаще всего встречаются:

  • моторы коллекторные (короткозамкнутые), где ротор питается и приводится в действие от так называемых щеток, в свою очередь взаимодействующих с коллекторными ламелями;
  • двигатели асинхронные, работающие под воздействием индуктивных сил, возникающих в магнитном поле.

Для примера рассмотрим типовую асинхронную модель. Здесь питание подключается к обмоткам статора, в результате чего генерируются электромагнитные волны. При переменном напряжении возникает нестабильное поле, характеризующееся определенной частотой колебаний, смещающих ротор. Для беспрепятственного смещения между статорной и роторной частью специально оставляют небольшой промежуток. Установленные на статоре обмотки взаимодействуют с обмотками ротора, создавая электродвижущую силу. При этом образующиеся магнитные волны движутся в разных направлениях относительно статора, поэтому такой мотор называют асинхронным. Чаще всего для его подключения используются три фазы, но при необходимости большинство моделей можно приспособить к работе и от однофазной сети

Нужные компоненты

Своими силами организовать реверсивное подключение можно без особого труда, если под рукой имеется схема реверсивного пуска. Важным компонентом, значительно облегчающим процесс монтажа и запуска в работу электромотора, является контактор, который может быть в составе магнитного пускателя. Конечно, можно приспособить для включения/выключения агрегата простой рубильник или автоматический выключатель. Такой вариант допускается, но для нормальной работы электромотора нужны достаточно большие пусковые токи, которые могут быть опасны для обслуживающего персонала и оборудования.

Если во время включения случится пробой, то здоровью оператора может быть нанесен вред, а сам реверсивный электродвигатель и выключатель выйдут из строя. Поэтому для сведения риска поражения электрическим током к минимуму желательно использовать контактор, отделенный от той части, с которой непосредственно взаимодействует человек. В современных устройствах подобного типа имеется отдельный модульный блок с катушкой, образующей электромагнитное поле. Для работы такой катушки обычно достаточно 12-вольтового напряжения или же больше. При поступлении тока от источника питания на железный сердечник с прикрепленной контактной пластиной он втягивается внутрь и замыкает контактную группу, в результате чего электромотор запускается. Когда питающее напряжение пропадает, сердечник возвращается в исходное состояние и контакты размыкаются.

Типовая принципиальная схема реверса

От обычного способа электромонтажа, подключение электродвигателя с возможностью реверса отличается только введением дополнительного модульного блока.

По сути, здесь задействовано два элемента управления, заставляющие мотор крутиться в разные стороны – один влево, другой вправо. Для их активации предусмотрены соответствующие кнопки SB2 и SB3. Латинскими литерами A, B и C обозначены входящие линии от трехфазного источника питания. Они подают напряжение на общий выключатель (QF1). Далее ток подводится к двум контакторам KM1 и KM2, после чего отводится к обмоткам электромотора. С правой стороны схема реверса, представленная вашему вниманию на рисунке выше, содержит описание составных частей каждого контактора по отдельности.

Порядок включения реверсивного электромотора

Руководствуясь все той же схемой подключения мотора с реверсом, несложно понять, каким образом включается силовой агрегат. Сначала задействуется общий выключатель, подающий ток по всем фазам. Но напряжение сразу не поступает на рабочие части электромотора, а занимает выжидательное положение, пока не будет дана команда, в какую сторону вращать ротор. Провода подсоединяются к защитному автомату, размыкающему электроцепь в случае короткого замыкания, и далее идут на кнопку быстрого включения/отключения электроустановки. Дальнейшие инструкции о режиме работы электромотор получает через две кнопки модульных блоков, обеспечивающих вращение вправо или влево. Только после нажатия одной из пусковых кнопок питание поступает на обмотку электромотора. Схема организована так, чтобы исключить возможность одновременного подсоединения этих двух контактов.

Чтобы обеспечить электромотору возможность обратного вращения, нужно переключить фазы. Для этого собственно и используется магнитный пускатель. В приведенной схеме один пусковой блок подсоединяет фазы к двигателю напрямую, а второй выполняет данное действие уже со смещением. Одна из фаз в такой цепи находится в ждущем положении – ее размыкание обесточивает весь силовой агрегат. Кроме того, правильно подключенный реверс электродвигателя обычно предусматривает наличие дополнительного модуля защиты, который контролирует процесс начала нового цикла, а именно предварительную остановку электромотора. Клавиша активации второго пускателя, меняющего положение фаз, срабатывает только при условии полной остановки работы электроустановки. При этом дежурная фаза никуда не девается и продолжает поступать на первый контакт электромотора. Меняются местами только вторая и третья фазы, обеспечивая реверсивную работу силового агрегата. Порядок запуска реверсивного хода мотора может отличаться в зависимости от параметров источника питания – однофазного на 220B или трехфазного на 380B.

Этапы подключения к сети с тремя фазами

С помощью приведенной выше схемы несложно понять, в какой последовательности должно происходить подключение электромотора в трехфазной электросети. Сначала монтируется основной силовой выключатель, рассчитанный на потребляемое напряжение и токовые характеристики конкретного силового агрегата, который планируется запустить в работу. Данному этапу стоит уделить особое внимание, поскольку от него напрямую зависит бесперебойная работа электроустановки. При неправильном подборе автомата он будет постоянно срабатывать, размыкая цепь в самый ответственный момент, или же не сработает в аварийной ситуации, что приведет к порче оборудования и создаст опасную для здоровья обслуживающего персонала обстановку.

Следующий этап – монтаж предохранительного автомата. Перед установкой основного силового и защитного автоматического выключателя обязательно следует обесточить электрическую цепь. Далее провода отводятся на стоповую кнопку, позволяющую в случае необходимости одним движением остановить работу силового агрегата, а уже затем напряжение подается на контакторы. Для облегчения процесса подключения на кнопочных блоках и ячейках контактора обычно делаются соответствующие условные обозначения.

Этапы подключения к однофазной электросети

Нередко возникает необходимость запустить асинхронный электромотор в обычных бытовых условиях, где наличие трехфазной электросети не предусмотрено. В такой ситуации нужно знать, как подсоединить силовой агрегат к сети на 220B. Чтобы ротор начал вращательное движение, здесь потребуется дополнительное импульсное воздействие, для чего в электрическую цепь, как правило, включается конденсатор нужной емкости.

При использовании конденсатора скорость оборотов не меняется, а мощность заметно снижается. Потери мощности могут быть разными вплоть до пятидесяти процентов в зависимости от конденсаторной емкости и конкретных условий эксплуатации электродвигателя. Кроме того, не все модели силовых агрегатов могут работать в однофазной электросети. Обычно такая возможность прописана в технической документации к изделию и указана на прикрепленной к корпусу бирке.

Из большого количества предлагаемых сейчас в интернете вариантов подключения электромотора к сети 220B стандартными считаются две методики – «звезда» и «треугольник». Рекомендуется сначала ознакомиться с документацией на конкретно взятый электрический двигатель и рассмотреть заводскую табличку с параметрами на его корпусе, чтобы выяснить, на какое напряжение рассчитаны обмотки и как их можно подсоединять.

В схеме «треугольник» один контакт подключается через конденсатор к обмотке, а два других выводятся для подсоединения к источнику питания. В таком случае без нагрузки вал электромотора будет свободно вращаться с нужной скоростью, но если его сильно нагрузить, то вращение существенно замедлится или прекратится полностью. Решить данную проблему можно, если дополнительно подключить еще один конденсатор для выполнения только одной задачи – запуска электромотора, после чего он разряжается и спустя пару секунд отключается.  

Чтобы пусковой конденсатор для электромотора включился в цепь, обычно используется отдельная кнопка кратковременного запуска. После раскрутки ротора она размыкает контакты, а вал продолжает вращаться по инерции при поддержке магнитного поля обмотки. В качестве такого переключателя можно задействовать реле или готовую кнопку с контактной группой на пружине, которая при отпускании подымает контакты и отключается от цепи. Чтобы избежать короткого замыкания между витками, рекомендуется использовать тепловое реле, отключающее дополнительную обмотку в случае критического повышения температуры.

Также здесь можно задействовать центробежный выключатель, размыкающий цепь при превышении допустимого значения оборотов. Контактная пластина под действием центробежных сил оттягивается и при достижении заданной скорости оборотов обесточивает силовую установку или передает сигнал на альтернативный механизм управления. Вариантов реализации регулировки скорости вращения и автоматической защиты от перенапряжения есть несколько. Выключатель может стоять как непосредственно на роторном валу, так и на других частях конструкции, подключаться напрямую или через редуктор. Бывают случаи, когда в одной схеме задействован и центробежный выключатель, и тепловое реле.

Для работы электродвигателя, подключенного по методике «звезда», через одну его обмотку пропускается единичная фаза 220 вольт, а через две других – линейное напряжение 380 вольт. Рабочий конденсатор подключается к выходным концам обмоток, два из которых выводятся для подсоединения к однофазной электросети, а свободный конец замыкает на конденсатор через сетевую фазу. Стоит отметить, что подключение «треугольником» делается проще и потери мощности будут меньше, чем в схеме «звезда». Поэтому по возможности следует применять именно «треугольник», но если модель вашего электромотора такой способ подключения не поддерживает, то остается только вариант со «звездой».  

В нашем случае нужно не только запустить электромотор, но также обеспечить возможность реверсивного движения. Для этого поступающее от конденсатора питание должно переключаться между полюсами. Реализовать это можно с помощью двух переключателей и одной кнопки без фиксации положения. С помощью одного выключателя будет подаваться напряжение на цепь питания электромотора, а второй переключатель должен иметь трехпозиционную конструкцию. В одной позиции силовой агрегат отключается, а во второй и третьей меняет полярность подключения обмоток так, чтобы ротор мотора крутился в разные стороны. Не фиксируемая кнопка предназначена для подключения второго конденсатора-пускателя.     

Порядок действий следующий. Два исходящих провода от обоих конденсаторов скручиваются между собой, а к двум другим подключается кнопка запуска. Средний выход от трехпозиционного переключателя соединяется со скрученными конденсаторными выходами, а два других отводятся к клеммам электромотора с целью подачи на него питания. Конденсаторы также подсоединяются к обмоточным пусковым выходам, а кнопка включения монтируется в разрыв фазного проводника. Для запуска всей этой конструкции в работу сначала подается напряжение на основной переключатель и с помощью трехпозиционного элемента управления указывается нужное направление движения силового агрегата. Затем зажимается не фиксируемая пусковая кнопка и отпускается после разгона ротора до рабочей скорости вращения. Чтобы запустить электромотор в другую сторону, его нужно отключить от источника питания и дождаться полной остановки вала. Только потом переключить тумблер в позицию реверсивного хода.

Применение реверсивного пускателя

Такой элемент управления электрической цепью, как реверсивный пускатель достаточно часто встречается в современном оборудовании, где предусмотрена функциональная возможность менять направление вращения ротора электромотора. Для промышленного применения выпускаются пускатели как для использования электрических двигателей с реверсом, так и для прямого их подключения. Все они используются для коммутации силовых агрегатов и подачи напряжения на электромотор. Только возможности реверсивного варианта дополнены функцией запуска мотора для работы в разных направлениях.

От обычных контакторов магнитный пускатель отличается тем, что обеспечивает защиту оборудования при режиме работы, предусматривающем частые запуски и остановки электроустановки. Такие устройства нередко включаются в схемы реверсивной работы электромотора при удаленном управлении системами вентиляции и кондиционирования, башенными кранами, насосными станциями, сверлильными и токарными станками, лифтами и многими другими промышленными и бытовыми механизмами.

В конструкцию типового магнитного пускателя входят следующие основные компоненты:

  • электромагнитный блок движущимся якорем и катушкой;
  • магнитный провод нормально разомкнутого типа;
  • силовые контакты, предназначенные для замыкания/размыкания фаз электромотора при его включении и выключении (в реверсивных моделях они обычно находятся со стороны якорной обмотки и в верхней части устройства);
  • коммутационные блоковые контакты для управляющей электроцепи;
  • возвратный механизм для перевода пускателя в исходное положение, оснащенный пружиной (якорь под действием пружины вытягивается из катушки и размыкает контакты).

Процесс подключения магнитного пускателя как прямого, так и реверсивного типа достаточно простой, поэтому с данной работой вполне справится человек, имеющий базовые познания в электротехнике. Особых специализированных навыков и глубоких познаний в радиоэлектронике здесь не требуется. По сравнению с обычными пусковыми устройствами, пускатели с реверсом имеют дополнительную управляющую цепь, а также некоторые особенности подсоединения силовой части. Схема уже содержит встроенную защиту от токов короткого замыкания через нормально замкнутые контакты на каждом из пусковых блоков.

Включение реверсивного магнитного пускателя в работу можно разделить на несколько этапов:

  • после активации основного выключателя подается напряжения на два блока силовых контактов, обеспечивающих вращение электромотора вправо или влево;
  • при нажатии кнопки на первом пусковом блоке подается управляющий ток на одну катушку пускателя, в результате чего внутри нее замыкаются нормально разомкнутые контакты, а в другой катушке наоборот размыкаются нормально замкнутые контакты;
  • напряжение поступает на силовые контакты электромотора и ротор начинает вращаться;
  • при необходимости, изменение направления вращения вала электрического мотора осуществляется посредством второго пускового блока, меняющего положение фаз (переключение на него происходит после отключения обмотки двигателя и полной остановки вращательного движения ротора);
  • нажатие кнопки на втором пусковом блоке активирует вторую пусковую обмотку, меняющую порядок включения силовых контактов и вызывающую реверсивное движение вала электромотора до тех пор, пока контакты управления обмоткой не будут снова разомкнуты.

В представленной вашему вниманию схеме защитный автомат обозначается как SF1, стоповая кнопка – SB1, первая пусковая кнопка – SB2, вторая кнопка пуска – SB3, прямой и реверсивный пусковые блоки – КМ1 и КМ2 соответственно.

Защита электромотора при включении реверса

Здесь главное запомнить, что переключение на реверсивное движение и любые работы, связанные силовыми контактами и сменой их положения проводятся только после обесточивания силового агрегата и остановки движения рабочей части механизма. Благодаря включенным в схему подключения нормально замкнутым контактам исключается возможность междуфазного замыкания при переключении электромотора на реверс. Другими словами, активным может быть только один пускатель и одна пусковая обмотка.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что организовать подключение и запуск в работу реверсивного электродвигателя достаточно просто, если соблюдать некоторые несложные рекомендации. Но при любом способе подсоединения и работе в обычной однофазной сети мощностные характеристики трехфазного электромотора все равно будут ограничены, поскольку нельзя обеспечить для него полноценное энергопотребление. Также рекомендуется не экономить на дешевых комплектующих и строго придерживаться правил электробезопасности.

Какие схемы включения трехфазного асинхронного двигателя в однофазную сеть получили наибольшее применение?


В однофазных электрических сетях трехфазный асинхронный двигатель может быть включен с использованием трех различных схем: Дельта-схема, Зета-схема, и конечный катушечный стабилизатор.

  • Дельта-схема использует только три фазы и не использует нулевую проводник, поэтому она проста в установке и недорога в эксплуатации.

  • Зета-схема использует три фазы, а также нулевой проводник, что позволяет уменьшить время наработки двигателя. Однако, такая схема несколько более сложная в установке и дороже в эксплуатации, чем дельта-схема.

  • Конечный катушечный стабилизатор использует три фазы, а также нулевой проводник, и обеспечивает высокую эффективность и стабильную работу двигателя

Одним из самых распространенных вариантов является включение трехфазного асинхронного двигателя в однофазную сеть с помощью компенсатора. Это позволяет обеспечить стабильную работу двигателя, предотвратить его перегрев и протечку тока. Однако, необходимо учитывать, что для работы компенсатора необходим дополнительный источник питания. Также существуют и другие схемы, такие как включение через трансформатор или специальный преобразователь частоты, однако их применение зависит от конкретных условий и требований к системе.